Применение ДЭНС-терапии в комплексном лечении детей с различными нарушениями речи
Клинический обзор врача Н.Г. Лисецкой, Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток, Россия.
За последние годы неуклонно растет число детей с различными нарушениями речи. И если раньше было больше детей с дизартриями, то в настоящее время много пациентов с тяжелыми задержками психоречевого развития и аутизмом. Это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема, ведь психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, семье. Ведущим в патогенезе речевых расстройств, безусловно, является неврологическая симптоматика. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных и нейроинфекции вызывают локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых нарушений зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС. Однако сопутствующие заболевания (рецидивирующие заболевания дыхательных путей, сердечно-сосудистая патология и др.), а также социальное развитие ребенка усугубляют воздействие основных причин. Таким образом, поиск новых методов лечения детей с различными нарушениями речи является актуальным.
Во Владивостоке, в Приморском Институте вертеброневрологии и мануальной медицины, разработана программа комплексного лечения детей с различными нарушениями речи, включающая остеопатическую коррекцию, ДЭНС-терапию, микрокинезиотерапию, массаж артикуляционных зон и, при необходимости, медикаментозное или гомеопатическое лечение.
Метод динамической электронейростимуляции применяется в институте с 2007 года. Данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, электробезопасен, не вызывает побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное — воздействует на многие уровни поражения.
За прошедшие 7 лет ДЭНС-терапия проведена 412 пациентам с различными нарушениями речи, среди них дети не только из Владивостока и Приморского края, но из Амурской области. Камчатки, Сахалина, Магадана. Все дети обследованы неврологом и прошли мануальную или остеопатическую коррекцию. По показаниям проведены ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультация психиатра, микрокинезиотерапия.
Таблица 1.
Возрастной состав пациентов Количество пациентов, в т.ч. мальчиков и девочек %
До 3 лет 70 (М - 48, Д - 22) 16,9
3-5 лет 177 (М - 125, Д - 52) 42,5
5-7 лет 122 (М - 86, Д - 36) 29,5
Старше 7 лет 43 (М-32, Д-11) 11,1
Всего 412 (М-291,Д- 121) 100 (70,6 и 29,4)
Программа реабилитации детей составлялась индивидуально с учетом характера речевого расстройства и сопутствующих заболеваний.
По характеру речевых расстройств (РР) дети были разделены по группам.
1. Группа с РР и органическим поражением ЦНС
1.1. Сложные комбинированные поражения - 22 человека (18 детей с ДЦП, 4 - с болезнью Дауна).
1.2. Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде - 7 чел.
1.3. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи (парез, спазм, гиперкинез или атаксия мышц, обеспечивающих моторную функцию речи) - 112 чел.
1.4. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности звукоречевого аппарата - 38 чел.
1.5. Дисфазия - фразеологические нарушения - 20 чел.
2. Группа с РР и функциональными изменениями ЦНС
2.1. Логоневроз - 33 чел.
3. Группа с РР и дефектами строения артикуляционного аппарата
3.1. Механические дислалии - 2 чел.
4. Группа с задержкой РР различного происхождения, последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически-травматического генеза.
4.1. Задержка темпового развития речи - 85 чел.
4.2. Задержка психоречевого развития - 63 чел.
4.3. Задержка психического развития с аутическим спектром - 30 чел.
Дети с нарушениями звукопроизношения (дизартрия, дислалия, дисфазия) направлялись к нам в основном логопедами.
Схема ДЭНС-терапии
1. Речевые зоны и язык. В режиме «Терапия», частота стимуляции определялась по тонусу языка и артикуляционных мышц: при гипотонусе - 77 Гц, а при гипертонусе - 10-20 Гц, 1-2 мин.
2. Зона соответствия Су Джок на кистях или стопах (подушечки пальцев), режим «Терапия», 60-70 Гц, по 2 мин.
3. Зоны мини-акупунктурной системы скальпа - «Терапия», 77 Гц или 10 Гц, по 2-6 мин. Электростимуляция проводилась выносным массажным электродом. Воздействие на височную зону улучшает процесс понимания речи за счет активации восприятия и дифференцировки слуховых раздражений. У правшей обрабатывается левая височная зона, а у левшей и левая и правая височные зоны, через день. Электростимуляция зрительной зоны влияет на восприятие и распознавание графических изображений письменной речи и применялась чаще у детей в возрасте 5-10 лет.
4. Тригеминальная зона — в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 1 мин., через день.
5. Паравертебральные зоны — в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 30 сек., через день.
6. Зона печени и кишечника в режиме «Терапия», 60 Гц, с учетом стула, 1 раз в 3 дня.
Детям старше 6 лет проводилась диагностика «Биорепер» и в лечении дополнительно использовались AT (не более 3 точек на процедуру).
Если у ребенка было обострение ЛОР или бронхолегочной патологии, то дополнительно обрабатывались придаточные пазухи носа, задняя проекция легких, иммунные точки, но не более трех зон на сеанс.
У детей с задержкой психоречевого развития, аутизмом, моторной алалией одновременно выявлялись нарушения когнитивных функций, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У таких детей важной составляющей ДЭНС является обработка паравертебральных зон ежедневно, зоны 2-го шейного позвонка и зон Су Джок.
Курс терапии — 10-15 сеансов каждые 1,5-2 месяца. Детям с задержкой психоречевого развития, моторной алалией или аутизмом ДЭНС-терапию можно сочетать с медикаментозной или гомеопатической терапией. С этими детьми работают дефектологи и психологи.
При таком последовательном комплексном подходе у детей отмечалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования, улучшение состояния мышечного тонуса органов артикуляции. Наряду со стимуляцией работы мышц речевого аппарата и мимических мышц отмечалось улучшение зрительно-моторной координации и памяти. Уже после первого курса ДЭНС-терапии большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы, улучшилась зрительно-моторная координация и память, увеличился словарный запас.
Таким образом, учитывая компенсаторные резервы и пластичность детского мозга, наличие обратных нейрональных рефлекторных связей, под влиянием ДЭНС получены хорошие результаты у детей с различными речевыми нарушениями.
О своих результатах по этой проблеме мы неоднократно докладывали на семинарах и международных конференциях, в институте периодически проводятся курсы обучения ДЭНС-терапии для логопедов, психологов и врачей.
Назад